Преодолеть беду совместными усилиями
Не упий злую чашу
Сегодня в белорусских православных церквах икона «Неупиваемая Чаша» — среди самых почитаемых. Куда еще идти за помощью тем, кто уже побывал везде и безрезультатно? Отчаявшиеся родственники наркозависимых людей просят Всевышнего и всех небесных угодников, наконец, пожалеть их и образумить сорвавшихся с нормального пути близких. Сами так называемые зависимые к святым образам обращаются реже: кто–то не считает свою проблему действительно проблемой, а есть те, кто на все махнул рукой, — да будь что будет. Жаль, если так, уверены в «Анастасисе». Центр открылся пять лет назад по инициативе насельников Свято–Успенского мужского Жировичского монастыря. Несмотря на кажущийся уход от мирской суеты, на самом деле братия от жизни вовсе не оторвана, хорошо знает и понимает ее уязвимые и болевые точки. «Мы не на Марсе обитаем. Мы плоть от плоти народа, и нам небезразлично, что будет с родиной через 20 лет, — говорит священник Жировичской обители иеромонах Агапий. — В Беларуси неплохо развита наркологическая помощь. Существуют государственные и общественные реабилитационные центры. Но при нынешнем масштабе алкоголизации усилия надо умножать. Поэтому Жировичский монастырь не остался в стороне».
Однако сама обитель — не место для реабилитации. Поэтому появился «Анастасис», где целенаправленно организуется работа с зависимыми людьми. Нет, в «Анастасисе» алкоголиков из запоев не выводят и наркоманов не лечат. Здесь с ними… разговаривают. И таким образом все–таки лечат. Сами участники процесса происходящее называют реабилитацией, возвращением к жизни. И хотя я не уверена, что алкоголизм или наркоманию возможно «заговорить», тем не менее убеждена: все способы и попытки помочь таким людям должны приветствоваться.
Отец Агапий
Слушать отца Агапия интересно и поучительно. Например, он говорит: «Это вредный миф — мол, мужчина не имеет права плакать. А вот если бы плакал, то и алкоголиков было бы меньше».
В работе центра о. Агапий занят от основания. Но еще с 2009 года участвовал в организации группы самопомощи наркозависимым при монастырском духовно–просветительском центре. «Помогите мне, пожалуйста…» Эти три простых слова и подвигли тогда к действию отца Агапия и священника Александра Попова.
— Но поначалу, не имея нужного опыта, я навязывал людям выздоровление. «Спасал» их. Жил их жизнью. А — безответно! И это меня разрушало. Тогда снял с себя маску под названием «профессионал» и понял: я тоже человек. И теперь могу позволить сказать себе: я бессилен, я имею право на ошибку. И на меня тоже имеют право обижаться, не реагировать. И никого нельзя осуждать, так как все оценки субъективны.
Особенность нашего центра еще и в том, что мы оказываем психологическую и практическую помощь не только наркозависимым людям, но также их семьям. К сожалению, нередко родственники и друзья считают: «сдав» проблемного человека на реабилитацию, тем самым они свою миссию выполнили. Что далеко не так, если по–настоящему рассчитывать на успех. Здесь требуется составить целую семейную программу выздоровления.
Главная резиденция «Анастасиса» в Сосновке пока в стадии реконструкции и ремонта руками персонала и самих выздоравливающих
— Казалось бы, главное для монаха — молитва, молитва и еще раз молитва. А прикладные проекты забирают у молитвы время.
— Одна из основных составляющих практикуемой в центре программы выздоровления — катехизация, молитва и изучение Евангелия. Наш центр — православно ориентированный. Но обычно у реабилитантов изначально религиозного запроса нет. Поэтому религиозность в центре не носит навязчивого характера. Да, мы стараемся наполнить жизнь людей христианским содержанием. Но в той мере, в какой они способны это воспринять. Никто, например, не требует обязательной исповеди и причастия. Чаще всего первые встречи со священником для многих выглядят экзотикой, порой вызывают настороженность: и так все вокруг поучают и воспитывают, а тут еще поп появился. Но уже только одно присутствие священника постепенно совершает свое духовное воздействие. К концу первого месяца около трети реабилитантов выражают добровольное желание исповедаться и причаститься.